«Согласовано»

 

Руководитель муниципального отдела по образованию_________/Г.В.Иевлев/

 

«Утверждаю»

 

Директор МКОУ  Абрамовской ООШ ____________               /А.М.Рожкова/

      приказ 65-09 от 01.09.2013

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МКОУ  АБРАМОВСКОЙ ООШ

2012-2013 учебный год

 

Пояснительная записка

 

         Настоящая пояснительная записка включает:

         - основные положение пояснительной записки к региональному базисному учебному плану;

         - необходимые разъяснения к региональному компоненту и компоненту образовательного учреждения;

- разъяснения особенностей учебного плана по ступеням образования.

 

Учебный план для образовательного учреждения разработан на основании следующих нормативных документов:

 

 

- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1994 от 03.06.2011«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004;

- приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20 мая 2011г. №441 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой  редакции».

           - приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 

В структуру данного учебного плана входят федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения и устанавливается соотношение между ними.

 

 

 

 

 

 

Начальное общее образование,

реализующее программы в соответствии с ФГОС( 1,2 класс)

 

Продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели, в первом классе - 33 недели.

Продолжительность урока составляет:

- в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь- май по 4 урока по 45 минут каждый);

- во 2 классе – 45 минут (по решению образовательного учреждения).

Учебный год делится на четыре учебные четверти, неравные по продолжительности. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. С целью профилактики переутомления для обучающихся в 1 классе устанавливаются в середине третьей четверти дополнительные недельные каникулы.

Аудиторная учебная нагрузка обучающихся соответствует минимальной обязательной и не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку согласно нормам Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10) и рекомендациям Министерства образования и науки РФ:

Для учащихся 1-2 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия  носят игро­вой, физкультурно-оздоровительный характер с максималь­ным пребыванием детей на воздухе.

В соответствии с СанПиНами максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе

- для учащихся первого класса – 21 час;

- для учащихся 2 класса – 23 часа.

 

 

Учебный план МКОУ  Абрамовской ООШ, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержа­ния образования в первом классе  по учебным предметам. В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последую­щего обучения, в том числе:

- закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

- формируются универсальные учебные действия;

- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассни­ками, формируются основы нравственного поведения, опре­деляющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечива­ющих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение»,  «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» - и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

- формирование гражданской идентичности обучающихся;

- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

- готовность к продолжению образования на последую­щих ступенях основного общего образования;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, осно­вам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» основной образовательной программы начального общего образования на период 2011-2015 годы.

В начальной школе функционирует образовательная система «Школа России».

 

Учебный план МКОУ  Абрамовской ООШ

на 2012-2013 уч.год,

реализующий начальное общее образование в соответствии с ФГОС

( 1,2 класс)

 

 

 

Предметные

области

Учебные предметы

1 кл.

2 кл.

 

Обязательная часть

 

 

Русский язык

5

5

Филология

Литературное чтение

4

4

 

Иностранный язык

-

2

Математика и информатика

Математика

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

Искусство

Музыка

1

1

 

Изобразительное искусство

1

1

Технология

Технология

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

ИТОГО:

21

23

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

-

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин)

21

23

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальное общее образование (III-IV классы)

 

Учебный план начального общего образования (III-IV классы) ориентирован  на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

Учебный год начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года для III – IV классов составляет 34 недели.

Продолжительность урока - 45 минут (по решению образовательного учреждения).

 

Учебный год делится на четыре учебные четверти, неравные по продолжительности. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Аудиторная учебная нагрузка обучающихся соответствует минимальной обязательной и не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку согласно нормам Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10) и рекомендациям Министерства образования и науки РФ:

- для учащихся 3-4 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия  носят игро­вой, физкультурно-оздоровительный характер с максималь­ным пребыванием детей на воздухе.

В соответствии с СанПиНами максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе:

- для учащихся 3-4 классов – 23 часа.

 

Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (III-IV классы) представлен учебными предметами и количеством часов на их изучение за два года обучения: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики» (IV класс).

Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» в 3-4 классах изучается в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».

По решению образовательного учреждения  учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них отводиться по 1 часу в неделю.

Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

Часы компонента образовательного учреждения  в III-IV классах отводятся на увеличение часов для изучения учебных предметов «Математика», «Русский язык» и «Литературное чтение».

Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом и отражает часы федерального и регионального компонентов, а также часы компонента образовательного учреждения.

 

Учебный план начального общего образования (III-IV классы)

 

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

III

IV

Русский язык

5

5

Литературное чтение

3

2

Иностранный язык

2

2

Математика

4

4

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

Искусство (музыка)

1

1

Искусство ( ИЗО)

1

1

Технология (Труд)

2

2

Физическая культура

3

3

Основы религиозных культур и светской этики

-

1

Итого:

23

23

Федеральный компонент

20

21

Региональный компонент

3

2

Компонент образовательного учреждения

-

-

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин)

23

23

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное общее образование (V-IX классы)

 

Базисный учебный план основного общего образования (V-IX классы) ориентирован  на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Учебный год начинается 1 сентября.

 Продолжительность учебного года в V-IX классах составляет 34 учебные недели. Продолжительность урока в V-IX классах – 45  минут.

Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

В соответствии с СанПиНами максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе

- для учащихся 5класса – 29 часов;

- для учащихся 6 класса – 30 часов;

-для учащихся 7 класса – 32 часа;

- для учащихся 8 и 9 классов – 33 часа.

 

Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (V-IX классы) представлен учебными предметами и количеством часов на их изучение за два года обучения: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право), «География», «Природоведение», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

По решению образовательного учреждения  учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 5-7 классах  разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них отводиться по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Искусство» в 8-9 классах призвано обеспечить непрерывность в изучении данного учебного предмета.

 

В качестве регионального компонента в учебный план введены:

- в 5-7 классах (по 0,5 ч в неделю) учебный предмет «Информатика (информатика и ИКТ)», что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования;

- в  6 - 9  классах (по 1 часу в неделю)   учебный курс «Краеведение»;

- в 5 классе ( 0,5 часа в неделю) учебный предмет «Культура общения»  с целью обеспечения развития устной речи и коммуникативной деятельности;

- в 5 классе (0,5 часа в неделю) учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», направленный на формирование у обучающихся практических навыков;

- в 5 классе (0,5 ч в неделю) в целях приобщения учащихся к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям вводится курс « Основы православной культуры»;

 

- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение русского языка

в 7,8 классах (по 0,5 ч в неделю), биологии в 6 классе  (0,5 ч в неделю).

 

Часы компонента образовательного учреждения в 5-9 классах распределены следующим образом:

- в 8 классе учебный предмет «Культура общения» (0,5 ч),  направленные на непрерывное изучение предметов на ступени основного общего образования;

           - в 9 классе 2 часа компонента образовательного учреждения отводиться на организацию предпрофильной подготовки обучающихся через организацию курсов по выбору (элективных учебных курсов), обеспечивающих успешное профильное самоопрелеление учащихся в отношении продолжения образования:

0,5 ч.-«Коварные знаки препинания» (русский язык)  для подготовки учащихся к государственной аттестации в форме независимого оценивания ;

0,5 ч.-«Технология работы с КИМами» (математика)  для      подготовки учащихся к государственной аттестации в форме независимого оценивания;

0,5.ч-«В мире тепла» -пробный элективный курс по физике;

0,5ч.-«Основы медицинских знаний»-курс по ОБЖ, способствующий углублению знаний учащихся по сохранению и укреплению здоровья.

 

Порядок разработки и утверждения программ иных видов учебных занятий, организуемых в рамках часов компонента образовательного учреждения, а также порядок оценивания учебных достижений обучающихся, устанавливается образовательным учреждением.

Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом и отражает часы федерального и регионального компонентов, а также часы компонента образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план основного общего образования (V-IX классы)

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

Федеральный компонент

 

VI

VII

VIII

IX

 

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание

 

1

1

1

1

4

География

 

1

2

2

2

7

Природоведение

2

 

 

 

 

2

Физика

 

 

2

2

2

6

Химия

 

 

 

2

2

4

Биология

 

1

2

2

2

7

Искусство (музыка)

1

1

1

     

Искусство (ИЗО)

1

1

1

1

1

8

Технология

2

2

2

1

 

7

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

 Всего

27

28

30

31

30

146

  Региональный компонент

Русский язык

   

0,5

0,5

 

1

Информатика и ИКТ

0,5

0,5

0,5

   

1,5

Биология

 

0,5

     

0,5

Основы православной культуры

0,5

       

0,5

 Краеведение

 

1

1

1

1

4

Культура общения

0,5

       

0,5

Основы безопасности жизнедеятельности

0,5

       

0,5

 Всего

2

2

2

1,5

1

8,5

Компонент образовательного учреждения

Культура общения

     

0,5

 

0,5

Коварные знаки препинания (Русский язык)

       

0,5

0,5

Технология работы с КИМами (Математика)

       

0,5

0,5

В мире тепла (Физика)

       

0,5

0,5

Основы медицинских знаний (ОБЖ)

       

0,5

0,5

 Всего

-

-

-

0,5

2

2,5

 Итого

29

30

32

33

33

157

 Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПин)

29

30

32

33

33

157