«Согласовано»
Руководитель муниципального отдела по образованию_________/Г.В.Иевлев/ |
|
«Утверждаю»
Директор МКОУ Абрамовской ООШ ____________ /А.М.Рожкова/ приказ 65-09 от 01.09.2013 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МКОУ АБРАМОВСКОЙ ООШ
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая пояснительная записка включает:
- основные положение пояснительной записки к региональному базисному учебному плану;
- необходимые разъяснения к региональному компоненту и компоненту образовательного учреждения;
- разъяснения особенностей учебного плана по ступеням образования.
Учебный план для образовательного учреждения разработан на основании следующих нормативных документов:
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1994 от 03.06.2011«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004;
- приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20 мая 2011г. №441 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции».
- приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
В структуру данного учебного плана входят федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения и устанавливается соотношение между ними.
Начальное общее образование,
реализующее программы в соответствии с ФГОС( 1,2 класс)
Продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели, в первом классе - 33 недели.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь- май по 4 урока по 45 минут каждый);
- во 2 классе – 45 минут (по решению образовательного учреждения).
Учебный год делится на четыре учебные четверти, неравные по продолжительности. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. С целью профилактики переутомления для обучающихся в 1 классе устанавливаются в середине третьей четверти дополнительные недельные каникулы.
Аудиторная учебная нагрузка обучающихся соответствует минимальной обязательной и не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку согласно нормам Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10) и рекомендациям Министерства образования и науки РФ:
Для учащихся 1-2 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия носят игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.
В соответствии с СанПиНами максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе
- для учащихся первого класса – 21 час;
- для учащихся 2 класса – 23 часа.
Учебный план МКОУ Абрамовской ООШ, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования в первом классе по учебным предметам. В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
- закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» - и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» основной образовательной программы начального общего образования на период 2011-2015 годы.
В начальной школе функционирует образовательная система «Школа России».
Учебный план МКОУ Абрамовской ООШ
на 2012-2013 уч.год,
реализующий начальное общее образование в соответствии с ФГОС
( 1,2 класс)
Предметные области |
Учебные предметы |
1 кл. |
2 кл. |
|
Обязательная часть |
|
|
|
Русский язык |
5 |
5 |
Филология |
Литературное чтение |
4 |
4 |
|
Иностранный язык |
- |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
- |
- |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
Технология |
Технология |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
ИТОГО: |
21 |
23 |
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
- |
- |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин) |
21 |
23 |
Начальное общее образование (III-IV классы)
Учебный план начального общего образования (III-IV классы) ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Учебный год начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года для III – IV классов составляет 34 недели.
Продолжительность урока - 45 минут (по решению образовательного учреждения).
Учебный год делится на четыре учебные четверти, неравные по продолжительности. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Аудиторная учебная нагрузка обучающихся соответствует минимальной обязательной и не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку согласно нормам Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10) и рекомендациям Министерства образования и науки РФ:
- для учащихся 3-4 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия носят игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.
В соответствии с СанПиНами максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе:
- для учащихся 3-4 классов – 23 часа.
Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (III-IV классы) представлен учебными предметами и количеством часов на их изучение за два года обучения: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики» (IV класс).
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» в 3-4 классах изучается в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».
По решению образовательного учреждения учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них отводиться по 1 часу в неделю.
Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Часы компонента образовательного учреждения в III-IV классах отводятся на увеличение часов для изучения учебных предметов «Математика», «Русский язык» и «Литературное чтение».
Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом и отражает часы федерального и регионального компонентов, а также часы компонента образовательного учреждения.
Учебный план начального общего образования (III-IV классы)
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|
|
III |
IV |
Русский язык |
5 |
5 |
Литературное чтение |
3 |
2 |
Иностранный язык |
2 |
2 |
Математика |
4 |
4 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
2 |
2 |
Искусство (музыка) |
1 |
1 |
Искусство ( ИЗО) |
1 |
1 |
Технология (Труд) |
2 |
2 |
Физическая культура |
3 |
3 |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
1 |
Итого: |
23 |
23 |
Федеральный компонент |
20 |
21 |
Региональный компонент |
3 |
2 |
Компонент образовательного учреждения |
- |
- |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин) |
23 |
23 |
Основное общее образование (V-IX классы)
Базисный учебный план основного общего образования (V-IX классы) ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Учебный год начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года в V-IX классах составляет 34 учебные недели. Продолжительность урока в V-IX классах – 45 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
В соответствии с СанПиНами максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе
- для учащихся 5класса – 29 часов;
- для учащихся 6 класса – 30 часов;
-для учащихся 7 класса – 32 часа;
- для учащихся 8 и 9 классов – 33 часа.
Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (V-IX классы) представлен учебными предметами и количеством часов на их изучение за два года обучения: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право), «География», «Природоведение», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
По решению образовательного учреждения учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 5-7 классах разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них отводиться по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Искусство» в 8-9 классах призвано обеспечить непрерывность в изучении данного учебного предмета.
В качестве регионального компонента в учебный план введены:
- в 5-7 классах (по 0,5 ч в неделю) учебный предмет «Информатика (информатика и ИКТ)», что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования;
- в 6 - 9 классах (по 1 часу в неделю) учебный курс «Краеведение»;
- в 5 классе ( 0,5 часа в неделю) учебный предмет «Культура общения» с целью обеспечения развития устной речи и коммуникативной деятельности;
- в 5 классе (0,5 часа в неделю) учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», направленный на формирование у обучающихся практических навыков;
- в 5 классе (0,5 ч в неделю) в целях приобщения учащихся к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям вводится курс « Основы православной культуры»;
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение русского языка
в 7,8 классах (по 0,5 ч в неделю), биологии в 6 классе (0,5 ч в неделю).
Часы компонента образовательного учреждения в 5-9 классах распределены следующим образом:
- в 8 классе учебный предмет «Культура общения» (0,5 ч), направленные на непрерывное изучение предметов на ступени основного общего образования;
- в 9 классе 2 часа компонента образовательного учреждения отводиться на организацию предпрофильной подготовки обучающихся через организацию курсов по выбору (элективных учебных курсов), обеспечивающих успешное профильное самоопрелеление учащихся в отношении продолжения образования:
0,5 ч.-«Коварные знаки препинания» (русский язык) для подготовки учащихся к государственной аттестации в форме независимого оценивания ;
0,5 ч.-«Технология работы с КИМами» (математика) для подготовки учащихся к государственной аттестации в форме независимого оценивания;
0,5.ч-«В мире тепла» -пробный элективный курс по физике;
0,5ч.-«Основы медицинских знаний»-курс по ОБЖ, способствующий углублению знаний учащихся по сохранению и укреплению здоровья.
Порядок разработки и утверждения программ иных видов учебных занятий, организуемых в рамках часов компонента образовательного учреждения, а также порядок оценивания учебных достижений обучающихся, устанавливается образовательным учреждением.
Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом и отражает часы федерального и регионального компонентов, а также часы компонента образовательного учреждения.
Учебный план основного общего образования (V-IX классы)
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
Федеральный компонент |
||||||
|
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Русский язык |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
21 |
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Обществознание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
География |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Природоведение |
2 |
|
|
|
|
2 |
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Искусство (музыка) |
1 |
1 |
1 |
|||
Искусство (ИЗО) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
7 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
1 |
|
1 |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Всего |
27 |
28 |
30 |
31 |
30 |
146 |
Региональный компонент |
||||||
Русский язык |
0,5 |
0,5 |
1 |
|||
Информатика и ИКТ |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
||
Биология |
0,5 |
0,5 |
||||
Основы православной культуры |
0,5 |
0,5 |
||||
Краеведение |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Культура общения |
0,5 |
0,5 |
||||
Основы безопасности жизнедеятельности |
0,5 |
0,5 |
||||
Всего |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
1 |
8,5 |
Компонент образовательного учреждения |
||||||
Культура общения |
0,5 |
0,5 |
||||
Коварные знаки препинания (Русский язык) |
0,5 |
0,5 |
||||
Технология работы с КИМами (Математика) |
0,5 |
0,5 |
||||
В мире тепла (Физика) |
0,5 |
0,5 |
||||
Основы медицинских знаний (ОБЖ) |
0,5 |
0,5 |
||||
Всего |
- |
- |
- |
0,5 |
2 |
2,5 |
Итого |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
157 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПин) |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
157 |